виола

hakikas

законы Чуда

para mi solo recorrer los caminos que tienen corazon...

Республика Сан-Марино
виола
hakikas
9 января в Италии наступила рабочая неделя после трех дней праздников (Богоявление и Крещение), а у нас началась программа однодневных вылазок в ближайшие города. Первым в списке, конечно, значилось государство в государстве - Сан-Марино. Еще с вечера мы разыскали нужную остановку и изучили расписание. Забыли распланировать только одно: каким путем пойдем. Проблема была в том, что по прямой от отеля до вокзала (а остановка автобуса до Сан-Марино, конечно, тоже располагается там) не дойти, надо сворачивать, причем только в конкретных местах, где есть проход под железной дорогой. Вдобавок, хотя направление в целом мы уже знали, рассчитывать точное время пути нам еще не приходилось. Ну и в итоге мы сделали ненужный крюк, пойдя снова мимо парка Феллини, и опоздали. Менять планы не хотелось, постановили ждать следующего рейса, а пока что пойти и найти Городской музей. Но как-то утро не задалось, поэтому музей мы ухитрились не найти, хотя по всем указателям и карте он должен был быть на той площади, куда мы вышли. Но на площади были какие-то руины, окруженные стеклом, детская площадка (я хоть на качельках покачалась :)) и церковь. [Забегая вперед: в последний день мы с Нат выяснили-таки, что музей просто в том же здании, где церковь %)] Зато провели время до автобуса.

Поездка стоит, если я правильно помню, 5 евро. Пассажиров было немного, что порадовало. Автобус очень удобный, не городского типа, а туристического, хоть и делает порой остановки по пути. Да и ехать всего минут 30-40. Отдельная приятность: попался водитель, слушающий хорошее радио. Когда мы заходили, как раз играли Blur :)

Кстати, по вечерам мы включали телевизор и смотрели либо местные музыкальные каналы (мы с Нат), либо новости (Инна), либо передачи какие-нибудь (все вместе). Вот разве что накануне специально отыскали наш Первый канал и, пережидая, пока закончится концерт в честь Константина Меладзе, радостно предвкушали "Шерлока". Которого нам благополучно не дали, ага. Так вот, поскольку дома я ни радио не слушаю, ни тв не смотрю, было приятно немножко догнать современность и заполучить парочку новых песен себе в плеер: LP - "Other People" (эта песня там вообще играла из каждого чайника) и Saint Motel - "Cold Cold Man".

В общем, миновали мы щит с приветствием всем, въезжающим в свободную независимую республику, а там еще чуток серпантина - и вот уже мы почти в сердце Сан-Марино. "Почти" - потому что на самый верх автобусы не заезжают. Но и вид со стоянки уже вполне располагал к себе!
(тут я примеривалась, каково оно выходит на телефон, на фотоаппарат и сквозь очки :))

Вместе с билетиками нам дали брошюрки, советующие от стоянки до вершины доехать на шаттле, а оттуда уже спускаться на своих двоих. Мы с Нат благоразумно не стали мерзнуть на ветру, а сразу пошли вверх (а там еще и лифт нашелся), Инна же осталась ждать шаттл и подползла наверх позже, когда уже стало понятно, что зимой шаттлов нет :)
Преодолев спускающийся навстречу поток людей и вынырнув из узких улиц с магазинами на подступы к обзорной площадке, мы встретили сад интересных скульптур:

(пошто птичку на замок закрыли?!)

Вот по этой улице, мимо закрытых уже ярмарочных домиков, мы пришли:

Дальше обнаружилась машина-зверь. Попользоваться не довелось. И так странно было выйти вдруг не к нижней, а к верхней станции канатной дороги.

"А там внизу парит земля..."

Сама площадка:

Какие-то странные сооружения на ней красуются. Тоже вид скульптуры, видимо. Рождественский постмодернизм)

А компанию арт-объектам составляет синьор Боргези, вклад которого в историю мне, увы, не дано оценить и уважить.

Но обзорная площадка - это тоже еще совсем не вершина. Идем дальше. Городок меня уже тогда очаровал: вроде маленький, а вечно куда-нибудь какие-нибудь улички/лесенки/тропинки отходят, и всюду, конечно, хочется смотаться глянуть.

Вот здесь я шла и вспоминала "Снежную королеву", про садик Кая и Герды с цветочными ящиками на карнизах:

А потом мы вывернули на уровень выше и вот они, сани, словно из той же сказки! :)

Еще выше...

Фонтан, в котором я вылавливала радугу.

А вот тут мы уже на верхней, скажем так, террасе. На этой линии расположены три (кажется) башни-крепости. Ну, где-то чуть выше, где-то ниже... на этой высоте уже без разницы.

Башня номер раз. Для меня они, признаться, снаружи остались все на одно лицо, а платить за вовнутрь мы не заинтересовались.

вот деревья в камнях - это интересно)

Взгляд назад. От первой башни еще идет цивилизованная такая улица, с кафешками и сувенирными ларьками, а вот после второй или третьей уже начинается натуральный такой лесной маршрут, не дикий, т.к. все-таки каменная дорожка проложена, но очень уединенный.

Тут я углядела возможность свернуть с дороги и забраться еще повыше... Мне порой кажется, что я неизменно беру с собой в поездки некое воображаемое шило, которое меня постоянно подкалывает: "Лезь давай! Загляни! Метнись!" Но, к слову сказать, оно редко советует плохое)) Так что, пусть узкие ступеньки и скользкий снег, однако не зря!

э-ге-гей!

(это уже вид на зубцы, с которых я только что выглядывала)

И на этой лесной дорожке к нам пришел кот. Хозяин башен, надо полагать.

Очень гостеприимный и дружелюбный хозяин :)

Какое-то время шел с нами, показывал дорогу, поджидал, если замешкаемся. Но потом дела отвлекли и он ушел в лес. На охоту. Или границы владений проверять.

А мы шли-шли и нашли на здание телерадиокомпании. Со стоянкой машин и бюстом Ганди почему-то.

"Дикая" часть здесь заканчивалась и пришлось поворачивать через автостраду обратно к цивилизации.

Здесь мне снова было странно: оказаться после вверх-вниз улочек-лесенок и лесной тропы на обычной прямой и относительно широкой городской улице с муниципальными зданиями и отелями. Пожалуй, вот это разнообразие местности на небольшой, в общем-то, площади покорило меня сильнее всего.

(а вот этот кадр очень напоминает мне грузинский Сигнахи... ах, расскажу ли о той поездке когда-нибудь...)

Улица привела нас к маленькой площади, которую мы проходили при подъеме. Круг замкнулся.

Но кое-куда мы еще не заглядывали. А там, например, фонтан!

А-а, а вот эта штука у меня уже была. Только с другого ракурса :)

Поняв, что, по большому счету, исторический центр мы изучили целиком, решили перед отправкой в Римини пообедать. И тут мне не повезло. Вот чуяла я, что не надо идти в ресторан, в который нас зазывают словами "здесь все русские обедают" %) Нет, с рестораном все в порядке на самом деле. Просто я фатально промахнулась с выбором блюда. Решила в очередной раз сравнить фасолевый суп-пюре с моим любимым веронским. В том, что мне принесли, не чувствовалось ни фасоли ни пасты, т.к. все напрочь забивали масло (которое прям аж плавало лужицей сверху) и чеснок. Нат потом вычитала, что это как раз самое что ни на есть местное традиционное варево блюдо типа крестьянской похлебки. Не получилось бы из меня крестьянки, нда. Так что, пока Нат наслаждалась спагетти, а Инна морепродуктами, мне оставалось в утешение кофе и вспоминания о выходе с сигаретой на балкон ресторана. Вроде бы на горы уже насмотрелись за эту прогулку, но это было совершенно особенное впечатление: когда выходишь на балкон, а под ним - горы... словно бы море, но только из горных вершин. Фантастика!

Буквально несколько шагов вниз по улице к выходу из старого города.

Это уже с наружной стороны ворот.

Вечерний вид вдруг преподносит странный радужный отблеск в облаках.

Немного прошлись по этому уровню (как раз с него уже можно спуститься на лифте или по лестнице на стоянку автобусов, но у нас еще было время).

Заглянули в один из сувенирных магазинов. Я купила себе зажигалку, которая по странному стечению обстоятельств сдохла ровно во время написания этого поста) Но больше всего в витринах мне понравился этот модный парень:

А в автобус мы загружались под замечательный закат, который я продолжала снимать уже на ходу из окна.

Но самый выигрышный вид открылся, когда мы уже отъехали подальше. Как в книжке!

На обратном пути хорошего радио нам не включили, так что я слушала плеер и, как выяснилось, сберегла себе уши от трепа нашей соотечественницы, которая познакомилась с американской девочкой и всю дорогу громко рассказывала ей о себе и демонстрировала фото из своих поездок. Девочка, по заверениям получившей полную дозу трепа Нат, только и могла, что вежливо вставлять время от времени "Оh, it's so beautiful" и "Oh, that's so wonderful". Я застала только финальные мгновения, когда, уже завидев знакомые улицы, выключила музыку: тетя докопалась до водителя с вопросом, все ли итальянские мужчины романтики. Примечательно, что водитель выдал ей, что он не итальянец, он - миланец! :)

Инна уехала в отель, а мы решили еще пройтись по Римини. Сперва шли вдоль канала в сторону моря, потом, когда уже сплошные яхты пошли, нас завернули обратно. Мы вознамерились было перейти канал и дойти до порта, в который по-любому собирались. т.к. нам там было обещано колесо обозрения. Еще удивлялись, что маяк видим, а колесо - нет. В тот раз почему-то в порт не пошли, а вспомнили про обозначенный в достопримечательностях амфитеатр. Дошли до него, даже внутрь залезли (ну, раз калитка приоткрыта, то, наверное, можно заходить?), но все равно не больно-то впечатлились, т.к. там очень мало что сохранилось...

Оттуда вырулили в центр. Прошлись по переулкам, нашли местечко, где можно взять кофе на вынос (целый квест, между прочим!), указали дорогу итальянской пожилой паре... очень смешно было, синьора мне: "...Piazza Cavour?", я - синьоре: "To the left", она: "A sinistra?", я смотрю на Нат, та, мысленно сверившись с остатками некогда изучаемого итальянского: "Да", я - снова синьоре: "A sinistra")))
А следом и сами пошли туда же. И там был совсем ржачный момент. Каток вроде уже не функционировал, но музыка там продолжала играть, и вот мы идем через площадь, гремит "Go West" Pet Shop Boys, кто-то пританцовывает, и тут я отчетливо вижу, что статуя на площади тоже явно прется от песни! Это было дико смешно)) Ну, тут надо было видео снимать, как это смотрелось под музыку, но представить себе можно (фото на память я сделала позже, но тут оно будет больше к месту). Кажется, сериал "Молодой Папа" наложил свой отпечаток))) Знакомьтесь, DJ Paul папа римский Павел V (тут мысленно пропеть "Go Weeest"):

Мы решили, что он клевый чувак =) (потом всю поездку это был любимый жест под любую музыку)

А это просто Рыбный рынок вечером. Больше я в тот день ничего не снимала, хотя было что. Не помню, то ли руки так замерзли, то ли фотоаппарат разрядился...

После площади Кавур мы петляли кривыми улочками, обойдя еще не исследованную четверть старого города, вышли через арку Августа и направились в сторону отеля еще нехоженным путем. А это один из основных проспектов и на нем оказалось много таких же украшенных картинами домов, как в рыбацком квартале, и вообще очень мило (некоторые рождественские украшения еще горели). Прошли мимо стадиона, какого-то мальчика школьного возраста как раз высадили из машины и он, видимо, шел на тренировку. В 8 вечера! - удивилась я. Видели красивое современное здание банка и какой-то очень широко размахнувшийся жилой комплекс, потом была церковь и примкнувшее к ней футбольное поле (это там прямо традиция какая-то, позже мы еще раз ровно такой же комплект встретили). В завершение марш-броска робко побродили по территории огромного и впечатляющего Ospedale, пытаясь пройти через нее напрямик, но, не выдержав, свернули и обошли ее. А оттуда нам уже оставалось всего 10 минут до отеля, т.к. этот кусочек пути я уже знала - проходила в первый вечер.
Фотоальбом здесь (но я на сей раз впихнула в пост почти все): http://jalbum.net/ru/browse/user/album/1778499

• 1
Какое удивительно уюное место. :) И эти горы! Они совсем не похожи на те горы, к которым я привыкла, но это как озарение, внезапное и тем более поразительное: хотя географически это не совсем те места, которые рисовал Леонардо, эти линии и краски гор на твоих снимках так напомнили мне его работы.

Очень уютное и симпатичное! Настолько маленькое, что второй раз туда как будто и возвращаться незачем (в исторический центр, по крайней мере). Но я бы вернулась, чтобы исходить все-все лесенки и тайные тропы, а еще внутрь башен и музеев позаходить.
Итальянские горы такие итальянские, ни с чем не спутаешь))

какое все сказочное :)) так интересно, каково жить в подобных местах :)

Какая красота! Эти горы в дымке нереальные вообще...

Насколько же лучше выглядит в Сан-Марино в не-сезон! В сезон там всеевропейская барахолка (Черкизон практически :))), я в шоке была.

Там очень заметна эта шоппингоориентированность, да. Но нам повезло :)